ХЕРСОНСКИЕ МИНОНОСЦЫ
В начале XIX века в России существовали две организации, имевшие право заказа и осуществления постройки военных судов — Морское министерство и Комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования
Причем главное из них — Морское министерство — строило корабли в соответствии с государственной программой и при наличии бюджетных средств, которых всегда не хватало. Комитет же появился как общественная организация, впоследствии был Высочайше утвержден Николаем II как организация государственная. Он существовал на добровольные пожертвования и обладал столь крупными финансами, что только за период с 1905 по 1907 годы построил и передал военному флоту страны 22 крупных военных корабля и 4 подводные лодки. На оставшиеся от строительства судов средства Комитет разработал и построил первый турбинный эскадренный миноносец нового класса «Новик». Он отличался от своих собратьев рядом преимуществ: скоростью, техническим и огневым вооружением. Кроме того, строительство миноносцев этого типа не требовало чрезмерных капиталовложений, огромных эллингов, стапелей, модернизации предприятий и могло быть выполнено силами небольших частных судостроительных заводов. Морское министерство, предварительно изучив возможности и предложения таких заводов, в феврале 1912 года заключило первые контракты на постройку миноносцев с частными предприятиями: петербургскими — Металлическим, Путиловским и Невским заводами, а также николаевским «Наваль» и херсонским заводом Вадона.
ВОЕННАЯ ВЕРФЬ ХЕРСОНА
Незадолго до этого, в конце 1911 года, херсонский предприниматель, владелец чугунолитейного и судоремонтного завода Евгений Иосифович Вадон с целью расширения производства подал в городскую управу прошение об аренде участка земли на Карантинном острове. Ходатайство было удовлетворено. Для строительства судов отвели место по левому берегу реки Кошевой сроком на 12 лет. За осуществление предприятия на новом участке взялся сын Евгения Иосифовича — Александр Вадон. На пустынном песчаном берегу были устроены 3 судостроительных стапеля, построено деревянное 2-этажное здание конторы и каменное здание мастерской. Одним из первых заказов, выполненных новой судостроительной верфью, была постройка буксирного парохода для управления севастопольской крепостной артиллерией. В феврале 1912 года стало известно, что предприниматель получил крупный государственный заказ на строительство военных судов. Эта новость всколыхнула сонную атмосферу губернского города. Еще бы! Новое предприятие сулило немалые выгоды для местной общины. Городской голова Н. И. Блажков в интервью газете «ЮГъ» отмечал: «Для Херсона устройство судостроительной верфи важно в том смысле, что ремесленный люд будет иметь заработок, кроме того, и престиж города возрастет, что особенно в наших интересах. Благодаря военной верфи Вадона город получит много шансов на то, что в Херсоне будут учреждены кассы судостроения. Затем существование в городе такого крупного предприятия с многочисленным штатом рабочих благотворно отразится и на городском благоустройстве. Городу, например, придется строить мост через реку Кошевую для объединения с Карантинным островом. Вообще, херсонцы должны только радоваться открытию такого крупного предприятия, которое приобретает особенное значение при осуществлении грандиозного водного пути Херсон-Рига».
Эсминец Счастливый
25 апреля 1913 года состоялось торжественное освящение нового предприятия. А уже к 15 мая Металлический и Путиловский заводы отправили в Херсон всё оборудование для строительства эсминца «Счастливый» и часть корпуса эсминца «Быстрый». Срочный военный груз шел в Херсон водным путем вокруг Европы более пяти месяцев! Произошла непредвиденная задержка и в изготовлении судовых турбин, так как в Гамбурге и Штеттине на заводах фирмы «Вулкан», выполнявших российский военный заказ, вспыхнула массовая забастовка рабочих. В совокупности эти события на длительное время отодвинули сроки начала строительства судов. Только в октябре 1913 года на новой судоверфи Александра Вадона состоялась закладка корпусов эсминцев «Счастливый», «Пылкий» и «Быстрый». К концу года вместе с турбинами прибыли представители немецкого завода «Вулкан» во главе с инженером Дюрингом. Так как в городе не нашлось достаточного числа квалифицированных рабочих, Путиловский завод командировал в Херсон своих специалистов (около 300 человек). Количество рабочих, занятых сборкой кораблей, превысило тысячу человек. Квалифицированные Путиловские рабочие зарабатывали на строительстве миноносцев от 4 до 4, 5 рублей в день, херсонские — от 2,5 до 3 рублей. Такая большая разница в оплате труда положила начало конфликту между двумя группами рабочих, что тоже тормозило выполнение плана сдачи судов.
«Путиловские специалисты и мастеровые работают на ответственных работах, чего нельзя сказать о херсонцах. Когда херсонцы отказываются работать в Двунадесятые праздники, путиловцы предлагают свои услуги, даже на Новый год и Рождество. Путиловцы работают ежедневно сверхурочно, чтобы быстрее закончить и уехать», — отмечал в своем докладе анализирующий причины конфликта фабричный инспектор.
Но даже несмотря на эти серьезные проблемы, уже к исходу весны 1914 года закончились стапельные работы на миноносцах. 16 марта состоялся торжественный спуск первого херсонского миноносца «Счастливый». 25 мая на воду был спущен «Быстрый», а уже 15 июля со стапелей сошел эсминец «Пылкий».
Эсминец Пылкий
После убийства в Сараево эрцгерцога Франца-Фердинанда германские специалисты спешно покинули Россию. С началом Первой мировой войны осложнилась и доставка грузов морским путем вокруг Европы. Возросли нагрузки на железнодорожный транспорт. В связи с отсутствием подъездных железнодорожных путей к Херсонскому порту оборудование для миноносцев было доставлено в Николаев, где перегружено на баржи и вместе с плавучим краном отбуксировано в Херсон. Бригады сборщиков усилили большой группой специалистов, присланных Путиловским заводом. Военное министерство торопило, требуя к началу ноября 1914 года приступить к испытанию турбин и вспомогательных механизмов. Работы уже подходили к концу, когда пожар, уничтоживший 26 октября столярную и такелажную мастерские, а также материальный склад, где хранились компоненты оборудования эсминца «Быстрый», едва не привел к срыву намеченных сроков. Положение спасли николаевцы: сгоревшее оборудование заменили заготовленным для эсминца «Поспешный», на строительстве которого еще продолжались корпусные работы.
К концу ноября 1914 года на «Быстром» и «Пылком» были опробованы главные турбины, и в декабре суда отправились в свое первое плавание в Севастополь. Эсминец «Счастливый» отшвартовался на зимовку в Николаеве.
Весной 1915 года приемная комиссия под председательством контр-адмирала А. А. Белоголового приступила к испытаниям херсонских миноносцев. Испытания прошли успешно, и в начале лета новые суда вошли в минную бригаду Черноморского флота.
БОЕВОЙ ПУТЬ МИНОНОСЦЕВ
Основной задачей минной бригады Черноморского флота была постановка заграждений у Босфорского пролива и блокада Турецкого побережья. Действия миноносцев были направлены на уничтожение турецких транспортных судов, в первую очередь перевозивших стратегические грузы. Уже к началу 1916 года прибрежному судоходству Турции, участвовавшей в войне на стороне Германии, был нанесен непоправимый урон. К концу года в составе турецкого флота осталось только два угольных транспорта. Из-за отсутствия угля крупные военные суда не могли развести пары и выйти в море. Русские многоцелевые миноносцы типа «Новик», обладающие преимуществом в скорости и вооружении, безраздельно властвовали у турецких берегов. Только 6 октября эсминцы «Счастливый», «Поспешный» и «Пронзительный», совершившие рейд в Синоп, уничтожили более 60 парусных судов противника.
Миноносец Быстрый
Несмотря на развитие революционных событий в стране, в целом успешным для черноморских «Новиков» был и 1917 год. Однако 1918-й стал черной вехой в истории Черноморского флота. Значительная часть военных кораблей была захвачена немцами в Севастополе, среди них находились построенные в Херсоне миноносцы «Быстрый» и «Счастливый». Возникла угроза захвата остатков судов Черноморского флота, успевших уйти в Новороссийский порт, не приспособленный для длительной стоянки военных кораблей. Так как другие порты Черноморского бассейна еще менее подходили для этих целей, суда оказались блокированными в Цемесской бухте. Вскоре был получен приказ: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель Совнаркома В. Ульянов (Ленин)».
Большая часть революционно настроенных экипажей военных судов поспешила выполнить этот приказ. Однако 6 эскадренных миноносцев, в числе которых был «Пылкий», решили следовать в Севастополь. 3 мая на сдавшихся черноморских кораблях были подняты флаги кайзеровской Германии.
После вывода войск интервентов с территории России русские военные суда были переданы войскам генерала Деникина и барона Врангеля. В 1920 году, покидая Крым — последний оплот белого движения юга России — врангелевцы увели с собой все военные суда. В Севастополе остался лишь подорвавшийся на мине эсминец «Быстрый». Дальнейшая судьба захваченных херсонских эсминцев оказалась достаточно печальной. При переходе на французскую военно-морскую базу Бизерте в Тунисе, попав в сильный шторм в бухте Мудрос вблизи острова Тенедос в Эгейском море, затонул «Счастливый». Эсминец «Пылкий» благополучно дошедший до Бизерте, в ожидании своей участи долго ржавел в числе других российских кораблей на военно-морской базе. После срыва французским правительством в 1925 году переговоров о передаче захваченных военных кораблей СССР «Пылкий» был отправлен на слом.
ПОСЛЕДНИЙ ХЕРСОНСКИЙ «НОВИК»
По окончании гражданской войны Советская Россия приступила к возрождению Черноморского флота. Затопленный в Севастополе эсминец «Быстрый» подняли, отремонтировали и 2 декабря 1927 года под новым именем он был присоединен к Черноморскому дивизиону эскадренных миноносцев. Восстановленный корабль назвали в честь полководца гражданской войны Михаила Фрунзе. 14 лет прослужил эсминец «Фрунзе» советскому флоту. В его послужном списке — дежурства по охране южных рубежей страны. Корабль совершил мирные визиты в Турцию и Италию.
В начале Великой Отечественной войны немецко-румынские войска, имевшие значительное превосходство в живой силе и технике, попытались с ходу взять Одессу. Но благодаря самоотверженности защитников приморского города сделать это не удалось. Огромную помощь осажденным оказывали суда Черноморского флота, в числе которых находился и эсминец «Фрунзе».
21 сентября 1941 года во время спасения личного состава с горящей канонерской лодки «Красная Армения» в районе Тендровской косы эскадренный миноносец «Фрунзе» принял неравный бой с девятью немецкими «юнкерсами». Израсходовав весь боезапас зенитных орудий, корабль оказался во власти пикетировщиков. Прямое попадание авиабомбы в район полубака эсминца разрушило ходовой мостик. Очередная бомба попала в корму, корабль стал тонуть. Под непрекращающейся бомбежкой ценой невероятных усилий морякам удалось дотянуть до Тендровской косы и вывести горящее судно на мелководье. Из команды «Фрунзе» в живых остались 110 человек, погибли 50.
Так героически закончилась недолгая, но славная жизнь последнего херсонского «Новика».