Термин «лоцман» означает лицо, которое управляет навигацией судна.[1] Однако, согласно морскому праву, термин используется для описания лица, которое нанимается на борт для того, чтобы провести судно через определенную реку, дорогу или канал, либо в/из порта.[2] Лоцман считается обязательным, если есть законодательная норма, требующая использования лоцмана в определенной ситуации, за нарушение которой со стороны судовладельца и другого любого лица, предусмотрено уголовное наказание.[3] Если судовладелец не подлежит уголовному преследованию, но предпочитает воспользоваться услугами лоцмана, то такой лоцман считается добровольным.[4] Даже если судовладелец имеет выбор не использовать услуги лоцмана, но обязуется выплатить сумму за полную или частичную проводку, это также является добровольной лоцманской проводкой.
Обязательный лоцман не является агентом или служащим судовладельца, и поэтому он не может быть ответственным in personam за убытки, причиненные обязательным лоцманом. Однако, как указано в главе 4 о столкновениях, судно может быть ответственным in rem.[5] Добровольный лоцман считается работником судовладельца и в соответствии с правилом respondeat superior, за поведение лоцмана, включая его небрежные действия, отвечает судовладелец. В таких обстоятельствах, судовладелец может быть ответственным in personam за убытки причиненные действиями добровольного пилота, и судно считается ответственным in rem.[6]
Регулирование лоцманской проводки судов
Лоцманская
проводка судов регулируется и на федеральном уровне, и на уровне штатов. В
соответствии с федеральным законом, береговая охрана США несет ответственность
за регулирование лоцманской проводки судов. [7] Федеральный
закон требует, чтобы все судна, выходящие в море и вовлеченные в прибрежную
торговлю, проводились лоцманами, которые имеют лицензию от береговой охраны
США.[8] Только
судна, лицензированные в США, могут заниматься прибрежной или внутренней
торговлей.[9]Поэтому,
в отношении иностранных судов, вовлеченных в торговлю между порта США и
иностранным портами, не имеется требования быть проводимыми лицензированными
лоцманами. Также, для судов, зарегистрированных в США и вовлеченных во внешнюю
торговлю, необязательно иметь федерально лицензированного лоцмана для проводки.[10] Федерально
регулируемые судна, вовлеченные в прибережную торговлю, не обязаны
использовать лоцманов, имеющих лицензии от штатов.[11
] Федеральный
закон дает штатам право регулировать лоцманскую проводку зарегистрированных
судов, вовлеченных во внешнюю торговлю также как и «лоцманов в заливах, реках,
гавани и портах США».[12]Поэтому согласно
законодательству, штаты могут регулировать лоцманскую проводку иностранных
судов также как и судов, ходящих согласно реестру США.[13] Однако, существует
исключение в отношении лоцманской проводки иностранных и американских судов,
которые ходят в акватории озера Great Lakes: они должны проводиться федерально
лицензированными лоцманами.[14] Широкая свобода дана
штатам в определения вод, в которых судно может приобрести лоцмана,
лицензированного со стороны штата.[15]
Ответственность лоцманов и лоцманских ассоциаций
В США от лоцманов требуется соблюдение высоких стандартов проявления осмотрительности. Лоцман должен обладать «отличными познаниями в топографии, через которую он проводит судно».[16] Далее, лоцманы должны быть осведомлены обо всех возможных опасностях, существующих в воде, чтобы они могли проводить судно и должны оставаться информированными о любых изменениях, которые могут представлять риски для судна.[17] Обязательные лоцманы должны обладать исключительно высоким стандартом осмотрительности, и по закону от них может быть потребовано знание местных условий.[18]Лоцманы могут быть ответственными перед судовладельцами, судна, которых они контролируют,[19] и третьими сторонами за убытки, причиненные небрежностью лоцманов.[20]
Лоцман может принадлежать к ассоциации лоцманов. Ассоциации лоцманов обычно не нанимают лоцманов, но представляют их и информируют их о возможностях найма. Эти ассоциации часто выполняют административные услуги для лоцманов. Ассоциации лоцманов, которые просто являются представителями интересов лоцманов и не нанимают лоцманов, как и не осуществляют контроль над тем, как лоцманы выполняют работу, не могут быть ответственны за убытки, причиненные вследствие небрежности лоцмана-члена ассоциации лоцманов.[21] С другой стороны, ассоциации лоцманов, лоцманские компании, или портовые власти, которые нанимают лоцманов, могут быть ответственны за ущерб, причиненный одним из их лоцманов.[22] Однако, портовая комиссия или власти, которые регулируют или лицензируют деятельность лоцманов, но не нанимают их, не могут быть ответственны за ущерб, причиненный лоцманом.[23]
Оправдывающие условия в лоцманском договоре
Согласно общепринятой практике, оправдывающее условие включается в лоцманский договор между работодателем лоцмана или представителем, и судовладельцем, разрешая лоцману, работодателю или представителю избежать ответственности за ущерб, причиненный лоцманом. Эти условия, по сути, предусматривают, что лоцман, будучи проводником судна, является работником судовладельца. Последствия такого условия таковы, что судовладелец становится ответственным за убытки, причиненные лоцманом. Верховный суд подтвердил использование таких оправдывающих условий.[24]Суд выделил свое решение, делающее ничтожным оправдывающие условия в договорах буксировки на том основании, что в ситуации с лоцманом, он фактически контролирует движения судна, используя собственную силу судна и навигационное оборудование. Однако, условие о лоцманской проводке может быть признано в некоторых определенных ситуациях с лоцманами.[25] Далее, компания, которая поставляет лоцмана на судно может не использовать условие о лоцманской проводке в грубой форме для того, чтобы потребовать убытки за вред, причиненный собственному имуществу одним из лоцманов, действующих по лоцманскому договору.[26]
Источник: Shippinglaw.Ru