Отсутствие одного из важных компонентов воздуха или наличие в нем токсических веществ могут убить человека. Жизнь и здоровье членов экипажей морских судов наиболее подвержены такому риску из-за специфики их работы, а именно — работа в закрытом пространстве.
Воздух состоит из: 20,9% кислорода, предельно важного для жизни человека; 78% – из азота; 1% — из аргона (примерно 0,93%) и диоксида углерода (около 0,04%). Это те важные компоненты без которых человек прожить не сможет.
С наибольшей вероятностью моряки могут надышаться таким небезопасным воздухом — в закрытом пространстве.
Закрытое пространство по определению Международной морской организации — это пространство, для которого характерен один из следующих признаков: ограниченное по размеру отверстие для входа и выхода, отсутствие надлежащей вентиляции и не предназначенное для продолжительного пребывания работника помещение. Оно включает, но не ограничено, грузовые трюмы, двойное дно, топливные цистерны, балластные танки, грузовые насосные и компрессорные отделения, коффердамы, цепные ящики, пустые пространства, туннельные кили, разделительные пространства, котлы, картеры двигателя, приемники, отстойные танки и смежно связанные пространства.
Если человек, не соблюдая техники безопасности, находится в данном помещении, то один-два глубоких вдоха воздуха, который содержит 700 частей на миллион (PPM) сероводорода, — вызовет мгновенную смерть. К примеру, если уровень кислорода упадет на 4-6%, то уже через 40 секунд человек впадет в кому и в течение трех минут – умрет.
К примеру, в 2015 году произошла трагедия на судне Sally Ann C (флаг Острова Мэн). На тот момент уровень кислорода в грузовом отсеке судна, который не вентилировался в течение трех дней, опустился с 20,9% до 4,5%. Старший помощник капитана и старший механик практически сразу потеряли сознание и погибли. Второму помощнику капитана «повезло»: он выжил, однако из-за долгого пребывания в условиях дефицита кислорода, его здоровью был нанесен непоправимый ущерб.
Недавно суда под флагом Маршалловых Островов подтвердили факт инцидентов в замкнутых помещениях на танкере и балкере. В результате этих происшествий, случившихся в течение 24 часов каждый, три моряка погибли, еще двое потеряли сознание.
Эксперты заявляют, что таких последствий можно было бы избежать, если бы использовали специальное оборудования для проверки атмосферы.
Согласно требованиям Правила XI-1/7 СОЛАС, газоанализатор должен быть пригоден для измерения и отражения концентрации четырех газов: кислорода, воспламеняемых газов или паров (процент нижнего концентрационного предела), окиси углерода и сероводорода. Для большинства судов перечисленные газы или пары – источник самой серьезной опасности. Переносной инструмент для проверки атмосферы должен использоваться компетентным лицом. Воздушная среда с недостаточной либо обогащенной концентрацией газов/паров представляет собой опасность.
Рекомендации по нахождению в замкнутом пространстве: члены экипажа должны быть осведомлены об угрозах входа в замкнутое пространство; моряки должны различать такие помещения по типам; рядовой и командный состав могут входить в замкнутое пространство только в соответствие с установленным судовым менеджером порядком действий; самый надежный способ помочь коллеге внутри замкнутого помещения – незамедлительно поднять тревогу и организованно спасти человека.