Моряки вправе решать - идти в пиратоопасный регион или нет


На сегодняшний день самым опасным регионом плавания для моряков остаются воды Гвинейского залива. Это подтверждает и отчет Международного морского бюро (IMB), передает Seafarers Journal со ссылкой на icc-ccs.org.
Как показывает статистика, по всему миру пираты стали чаще атаковать суда: в  2018 году  был зафиксирован 201 инцидент, а ранее в 2017 — 180 пиратских нападений.
Нигерия. В Гвинейском заливе пираты особо активные и опасные — нападений в акватории между Кот-д’Ивуаром и Конго стало больше в два раза. Кроме того, в данном регионе преступники взяли в заложники 130 моряков (из 141 по всему миру ), 78 человек (из 83) – с целью получения выкупа.
В Нигерию доставляют и всех заложников, несмотря от регионе, где их захватили.
В IMB заявили: «Существует острая необходимость в расширении сотрудничества и обмене разведданными между прибрежными государствами Гвинейского залива, чтобы как можно скорее принять эффективные меры против пиратов в море и на берегу, где начинаются и заканчиваются их операции».

Сомали. За отчетный период ни одно судно не было захвачено, но сомалийские пираты обстреляли два танкера. Несмотря на снижение активности по нападениям, капитанов судов призывают продолжать поддерживать высокий уровень бдительности при прохождении через воды Аденского залива и следовать последним рекомендациям BMP4.

Индонезия. Благодаря применяемой борьбе с пиратством в этом регионе удалось сократить количество нападений.  Три года подряд показатели становятся только лучше. показатель становится лучше третий год подряд. Из 36 сообщений из Индонезии — практически все — мелкие кражи. Несмотря на это, в водах Индонезии злоумышленники взяли в заложники шестерых моряков.

Малайзия. В её водах в 2018 году пираты похитили пятерых рыбаков с двух лодок. А во время нападения на буксир — четверо нападающих на катере обстреляли его, ранив владельца судна.

Филиппины. В 2018 году сообщалось о десяти инцидентах с Филиппинских островов (в 2017 году было 22 случая).

Напомним, что с 1991 года Центр сообщений о пиратстве Международного морского бюро предоставляет  судоходной индустрии, правительствам и органам реагирования своевременные и прозрачные данные о случаях нападений на суда и вооруженных ограблений. Эту информацию они получают непосредственно от капитанов или компаний.
Именно вовремя полученная информация и координация с центрами реагирования влияет на эффективность противодействия разбоя на море.
Как же поступить моряку, если его судно направляется в один из пиратоопасных регионов?
 Компания обязана уведомлять членов экипажа о заходе в опасную зону не менее чем за 30 дней.
  • в том случае, если судно работает по коллективному договору, то за нахождение в опасном регионе для всех членов экипажа предусмотрен бонус в размере базовой ставки за каждый день пребывания, а также удвоенная компенсация по смерти и инвалидности;

  • если моряк не желает подвергать свою жизнь угрозе, он вправе отказаться от рейса. Если моряк получил сообщение о том, что судно идет в пиратоопасную зону, — он может воспользоваться правом на репатриацию за счет судовладельца, не боясь при этом потерять место в компании.